«45 дней в год беларус тратит на зомбоящик». Я три года не смотрю телевизор – и вам не советую

Культ • Павел Сыроежкин
«Что мы получаем от просмотра ТВ? «Интеллектуальное развитие»? Не смешите. Подавляющее количество контента рассчитано на серую массу электората отнюдь не блещущую своим IQ, с семью классами образования». Павел Сыроежкин три года назад отвёз на дачу последний телевизор, а теперь рассказывает, как стал смотреть на мир незамутнёнными трэшем и пропагандой глазами.

Самые актуальные исследования проведенные DELFI заставили меня сперва задуматься, а после поделиться своим мнением с вами. Из них следует, что обычный беларус смотрит телевизор почти три часа в день: час фоном утром, пока собирается на работу, и еще пару часов после работы. Умножив три на семь, мы только в рамках одной недели получаем практически сутки беспрерывного просмотра «зомбоящика». А за год набегает уже 45 дней нон-стоп залипания у «голубого экрана». Получается практически двойной отпуск того же простого беларуского гражданина. Ну а за 60 усредненных лет просмотров ТВ (первые 6-7 лет жизни мы в расчет не берем, хотя у многих дети уже не мыслят себя без этой коробки) получаем более семи лет непрерывного смотрения, отупения, зомбирования и чего угодно, но только не пользы для здоровья. Как физического, так и психического.

Нация, которая не может уснуть без телевизора

И ладно бы, был от этого какой-то толк, так ведь подавляющее большинство населения даже не вспомнит, что оно смотрело на прошлой неделе. За потраченные часы на работе мы получаем деньги, за часы, проведенные во сне, мы получаем здоровье, но что мы получаем от просмотра ТВ? «Интеллектуальное развитие»? Не смешите. Подавляющее количество контента рассчитано на серую массу электората отнюдь не блещущую своим IQ, с семью классами образования. Любой выпускающий редактор подтвердит вам, что его зачастую просят сделать подачу материала попроще, «чтоб простому человеку понятно было». Тогда, может, для успокоения? Тоже нет – телевизор наоборот провоцирует нервные расстройства, потерю сна и концентрации. А просмотренные перед сном какие-нибудь новости из Сирии, например, напрочь лишат его спокойствия и пролонгированной эффективности для здоровья.

Самым типичным нервным расстройством является тот факт, что многие банально не могут заснуть без работающего телевизора. Признаюсь, я сам этим раньше грешил, выбирая программы на National Georaphic и устанавливая «режим сна». Так себе практика, на самом деле, спать под «белый шум». А ведь есть еще такое расстройство, как «заппинг», когда человек бездумно и автоматически переключает кнопки каналов, не отдавая себе в этом отчет и ни на чем подолгу не задерживаясь. Замечали за собой такое? Я – да.

Фото: Mia Nova

У нас в доме вот уже три года нет телевизора. Есть проектор для семейного просмотра фильмов, есть вагон и тележка разноплановых гаджетов и девайсов, начиная от компьютеров и заканчивая планшетами. Но телевизора нет принципиально. Я не призываю вас последовать моему примеру, просто расскажу, почему у нас именно так. Отвезти последний телек на дачу было волевым решением сразу после рождения ребенка. Эта коробка в семье простого беларуса является как главным развлечением (для 87%), так и основным таймкиллером. Увы, мы больше не «самая читающая страна», о чем постоянно хвастливо сообщала учительница литературы в школе.

Умные люди телевидение не смотрят – они его делают

Телевизор в обычной беларуской семье – это святыня, место поклонения, у которого собираются все обитатели жилища. С ним разговаривают (да-да, герой Светлакова из «Нашей Раши» – это собирательный образ в наших широтах, и отнюдь не надуманный). На него кричат, с ним ругаются – совсем как с членом семьи (кстати, разговаривать с электроприбором – это нормально?). Для большинства покупка нового телевизора при новоселье стоит впереди действительно нужных в хозяйстве стиральной машины, холодильника и посудомойки. Странно, но многим действительно проще самим мыть посуду руками, посматривая через спину в это время «Дом-2» или «Пусть говорят».

Фраза «я не смотрю телевизор» давно стала общим местом. Так практически вся интеллигенция сейчас говорит. Перефразируя одну прекрасную цитату про «глянец», можно заявить, что «умные люди телевидение не смотрят – они его делают». И действительно, в наше время мы имеем прекрасную возможность наблюдать весь спектр воздействия ТВ на широкие народные массы.

У некоторых даже еще живы совковые установки: «раз по телеку показали, значит это правда», «телевизор не обманывает!» Блаженны верующие.

ТВ сегодня – мощнейший инструмент пропаганды и сообщения угодной и удобной власти точки зрения. Во время своей недавней поездки в Париж я наткнулся на спутниковые российские каналы, которые транслировались в нашей квартире. И тут меня ждало откровение (напомню, я осознанно не смотрел телевизор с момента оккупации Крыма). Друзья, весь этот киселево-соловьевский трэш – как будто действительно написанный Оруэлом сценарий! Вчерашние заклятые враги становятся союзниками (вспомните Турцию). Новостей культуры и науки – мизер. Львиная доля информационного месседжа посвящена тому, что «кругом враги» (типичнейший и классический показатель тоталитарной власти), и что мы будем с ними бороться изо всех сил.

Параллельная реальность наших телеканалов

Помню, пару-тройку лет назад все новости российских каналов почему-то были посвящены чужим странам – Турции и Сирии – и, разумеется, успехам власти на этих «фронтах». А после шёл только прогноз погоды. И всё. Остальное неинтересно. А другое мнение, отличное от нашего, вам знать не надо. Равно как и волшебное БТ, которое знающие люди иронично расшифровывают «Без Телевидения». Ни для кого не секрет, что «страна для жизни» которую нам показывают отечественные телеканалы, ничего общего с настоящей Беларусью не имеет. «Там» всегда все прекрасно, высокие надои, отсутствие безработицы, рекордный намолот зерна и враги-геи с их либеральными ценностями. В реальной жизни все несколько иначе. БТ никогда не покажет, например, сюжет о том, как инвалид-колясочник сам покупает себе пандусы для установки в заведения, куда он ходит. Или никогда не признает кражи интеллектуальной собственности у фотографа Мотолько, но с удовольствием будет рассказывать «об удобных в быту» журналистках и смешивать их с грязью за аналогичный, по сути, проступок. Вопрос лишь в том, за какую команду вы играете.

Дабы не сильно углубляться в тему политики пропаганды, приведу слова весьма уважаемого мной политического обозревателя Шрайбмана. Он искренне недоумевает, почему одна независимая и суверенная страна полностью отдала на откуп свое информационное пространство другой стране. И та, другая страна, не особо стесняясь в средствах, насаждает свои идеи про «русский мир», «малые народы в орбите влияния России-матушки». И упрекает в национализме нашего Министра иностранных дел за то, что тот посмел вышиванку с орнаментом надеть. Простите, а он министр какой страны: Беларуси или Конго? Или ему надо надеть пончо? Шрайбману, равно как и мне, абсолютно непонятно присутствие в нашем информационном поле одиозных прокремлевских политических ток-шоу и нежелание заменить их на национальные. Но почему бы не разбавить их украинскими – для равновесия? Чтобы простой обыватель мог видеть две стороны одной медали. Ведь мы заявили о своем нейтралитете – так давайте его придерживаться.

И если вы полагаете, что именно вам не «промывают мозги», а только всем остальным недалеким, то вы недооцениваете «иезуитские методы пропаганды», как выразился один бывший идеолог Зимовский.

Эта пропаганда далеко не такая топорная – и даже если вам кажется, что вы ей не подвержены, но оставляете фоном шлак вроде передачи «День за днем», то вы глубоко заблуждаетесь. Aqua cavat lapidem. Вода точит камень постоянством. Если вам незаметно, но постоянно фоном сообщать какую-нибудь идею, рано или поздно вы примете ее за свою и будете с пеной у рта доказывать, что «в гейропе нормальных мужиков не осталось! Детей там непонятно чему в школах учат. И вообще, во всем виноваты пиндосы!». Не стоит недооценивать уровень образования и возможности людей в Кремле. Это они плетут внешнеполитическую доктрину и проецируют ее на население посредством телевидения.

160 часов на рекламу

Разумеется, благодаря телевизору мы смотрим не только агит-полит-трэш, но и действительно стоящие кинокартины и спортивные события, которые стыдно упустить. Но, друзья, даже в деревнях уже почти везде есть интернет. Ну или его можно расшарить – на худой конец. Так зачем идти на поводу у людей, пытающихся насадить вам свои идеи? Они формируют за вас контент того, что вам необходимо смотреть, – да еще и с идиотской рекламой в перерывах.

Кстати о рекламе. Известнейшая сеть Netflix, сериалы которой так полюбились нашему брату, приводит занимательную статистику. Их зритель, который вроде бы платит деньги за абонемент и допуск к трансляциям, на самом деле за год экономит около 160 часов (там давно поняли, что самое ценное и дорогое для человека – это время) по сравнению с обычным ТВ. А это целый месяц работы! И новый рекламный слоган выглядит так: «Проще заплатить 50 долларов сейчас, чем работать целый месяц потом». Так что цените свое время. Лучше проводите его со своими детьми и близкими людьми. Тратьте время на музеи, спектакли, кинопремьеры, спорт и зарабатывание денег для всего вышеобозначенного. Но только не превращайтесь в «телезомби».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Почему я скрываю свой возраст. Две истории эйджизма в 20 и 50 лет

Культ • Екатерина Ажгирей

В нашей культуре лучше быть молодым (но не слишком), но при этом взрослым (но не старым). Так что по сути социум отводит каждому примерно тридцать «работоспособных» лет: с 25 до 55. А всё, что до или после редко вписывается в сознание работодателей, коллег, друзей и даже родственников. KYKY нашёл двух людей, которые выпадают из этих рамок, а потому скрывают свой возраст. Вам когда-нибудь отказывали в работе, потому что вы слишком молоды? А вот нашему герою – да.