Клуб с модными чипированными дедушками. Чего мы хотим от своей идеальной старости

Культ • Ольга Родионова
Каждое следующее поколение живет дольше предыдущего. Вот и чем занять человека, которому в 60 лет на пенсию, а жить еще 30? И на что ему в этой стране существовать еще треть жизни? Эти вопросы так и остаются без ответов. Автор KYKY Ольга Родионова представляет свою идеальную (и вполне неочевидную) старость. Она, конечно, утопична – но почему бы и нет?

Продолжительность жизни благодаря техническому и научному прогрессу растет с каждым годом. И если во времена Шекспира сорокалетние считались чуть ли не дряхлыми старцами, то теперь этот контингент начинает качать права, мол, хватит их дискриминировать. Действительно, возрастная шкала сдвинулась как-то в социуме и без Всемирной организации здравоохранения минимум на десять лет. Исчезли, слава богу, поговорки «двадцать три – замуж при, двадцать пять – за печь сядь», «седина в бороду – бес в ребро» и «знать по лицу, сколько лет молодцу». Зато появился указ №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», где обозначен очередной этап повышения пенсионного возраста. Даже государство (очень медленно, но все же) признает нас молодежью на пороге 60 лет. Будем ли мы с ним спорить? Лучше подумаем о том, что же нам нужно в обозримом будущем, кроме пресловутого стакана воды.

Реформа фонда пенсионных начислений

Сейчас ситуация в Беларуси выглядит так: один работающий обеспечивает выплаты двум пенсионерам своими отчислениями. Такой расклад изначально провален. И не потому что наш электорат стареет. Допустим, все молодые взмахнули своими смузи и улетели на Кипр жить и работать. Обвал и крах – старикам никто не подаст ни хлебушка, ни стакан воды. Мор, голод, разрушения и прочий апокалипсис? С одной стороны, да. А с другой стороны, это вопиющая несправедливость чисто математически. Смотрите, в пенсионный фонд от своей зарплаты мы ежемесячно отчисляем 1%. То есть от пресловутой зарплаты «папиццот» это выходит пять долларов. Умножаем эту цифру на 12 месяцев – 60$. В среднем человек работает лет тридцать. То есть на выходе мы имеем порядка 2 000$. Казалось бы, немного. Но даже по текущей ставке рефинансирования за год на это нарастает больше 200 долларов. И это без капитализации и вложений в акции компаний типа Apple. А теперь давайте представим, что каждому из нас будет дано право со своей зарплаты перечислять в частный пенсионный фонд любой процент от своей зарплаты. Многие поднимут эти выплаты до пяти, а то и десяти процентов, я уверена. А всё для того, чтобы при выходе на пенсию сразу стать обладателем порядочной суммы денег. И уж дальше самому решить: быть рантье или купить домик в Португалии.

Фото: Аделаида Иванова

Квартал пожилых людей

Мы постепенно переходим к жилищному вопросу, который испортил не только москвичей, как верно заметил классик. Получив при выходе на пенсию некоторую сумму денег, пожилой человек решает: «А не буду-ка я утомлять собой детей и внуков, а перееду в домик для престарелых». Но не в ту ужасающую государственную богадельню, а во вполне оборудованное для нужд пожилых людей место: одноэтажные небольшие коттеджи, где продуманы ванные комнаты с поручнями, кнопками вызова «Скорой помощи» и где все соседи примерно твоего возраста.

Кто-то скажет – гетто. А я скажу, что это будет райский уголок, где я со своими подружками-старушками буду потягивать прямо с утра по три мохито в кресле-качалке на берегу бассейна, на бортиках которого будут танцевать мулаты для услады близоруких глаз.

Кстати, вот и рабочие места для молодежи – нечего в клубах по ночам тверк плясать «за бесплатно». А уж после вложения своих пожизненных сбережений и продажи недвижимости, поверьте, на домик с бассейном в складчину на несколько старикашек-веселушек нам хватит. Освободившиеся таким образом квартиры отдаем молодежи – и все в профите!

Отдельная биржа труда для пенсионеров

Для бешеных трудоголиков, которые не хотят целыми днями качаться в кресле-качалке, а хотят продолжать работать, следует открыть свою собственную биржу труда. С непыльной работой, на которую сейчас зачем-то идут молодые – типа смотрителей ботанического сада, распорядителя в музее, вахтера в ПВТ и так далее. Вроде мы при деле, но и конкуренции практически никакой. Общайся с подрастающим поколением, передавай свою мудрость, но не считай при этом всех наркоманами и проститутками.

Фото: Бенедикт Вандерейт

Поддержка айтишниками интересов пожилых людей

Кто сказал, что свои накопления старики будут проживать, исходя из собственного здоровья и потребностей? Почему бы не вложить их в стартапы? Инвестиции потекут рекой в инициативы, которые предложат варианты досуга и управления своей жизнью нашим дедушкам и бабушкам. Чтобы им не приходилось смотреть БТ, нужно разрабатывать игры и приложения не просто интуитивно понятные, а такие в которые можно рубиться хоть топором.

Tinder для тех, кому за 70 – звучит? Вы себе не представляете какие страсти кипят в домах престарелых: люди встречаются, люди влюбляются, женятся.

Или, опять же, чатики для обсуждения «Модного приговора» и «Пусть говорят», шахматы и шашки по удаленке, вышивание по Skype, телеграмм-каналы «А гляньте на моего внучка!» и «Цветы и помидоры своими руками на подоконнике», ютуб-влоги с мастер-классами по покраске волос в фиолетовый (и любой другой) цвет. Впрочем, накидывать бизнес-идеи для IT-страны можно бесконечно, а за следующие 20 лет еще много чего само собой нарисуется.

Чипирование пожилых людей

Звучит вроде страшно, но давайте задумаемся практически. Маму одной моей подруги разбил небольшой маразм, когда она стала убегать из дома погулять – часов эдак на пять. Подруга за это время седеет и не знает, что ей делать. Мобильный телефон, само собой, мама оставляет дома. А вот если б, как собачке, маме вживить чип с GPS, то можно было бы не волноваться. Посмотрел, в каком парке мама гуляет, и успокоился. Или подъехал и забрал ее в нужном месте. Умный чип с контролем сердечной деятельности мог бы, например, в случае каких-то сбоев в здоровье подопечного на пульт скорой помощи передавать вызовы. Как бы страшно и цинично это ни звучало, но в случае отсутствия признаков жизнедеятельности, можно было бы оперативно вмешаться, не ожидая, пока соседи почувствуют «какой-то не такой» запах из квартиры. Еще очень удобно будет с таким чипом, если на него начислять пенсию, в магазин ходить. Провел рукой у кассы – покупки оплачены. С точки зрения государства вложения в такие передовые технологии окупятся быстро, облегчат всем жизнь и повысят лояльность электората (хотя, куда уже).

Фото: Аделаида Иванова

Бесплатная медицина с психически устойчивым персоналом

Откровенно говоря, надоело слушать стенания терапевтов о том, как их атакуют старики. В мединституте надо открыть факультет, который готовит врачей, заточенных на геронтологическое обслуживание. А оплачивать такую работу – из частных пенсионных фондов. Вы не представляете, какой будет конкурс на место подобного специалиста! Сюда же отнести массажистов и постановку капельниц с витаминными коктейлями – тоже люди не будут бедствовать.

И, в конце концов, пусть уже изобретут такой 3D-принтер, который будет по нажатию одной кнопки выращивать нам новую печень. Очень актуальный вопрос в свете того, как мы будем проводить время у бассейна в доме престарелых.

Пластические хирурги, умеющие ловко натянуть лицо в районе ушей, тоже будут нарасхват. Нет, ну а что? Бабушки все в душе считают, что им по-прежнему восемнадцать, а вот картинку в зеркале можно подправить – на танцплощадке еще вполне себе годные дедули собираются. Это, конечно, если к тому времени Илон Маск не перестанет запускать авто в космос и не переключится на фармакологию. Мир станет краше, если изобрести таблетки, от которых резко подтягивается весь костно-мышечный аппарат, особенно в районе женской попы.

Возрастная мода

Беларуские дизайнеры должны проснуться, вспомнить о своем и чужом будущем и начать уже делать одежду для людей, которым за 60-70 лет. Все в восторге от нью-йоркских пожилых фриков в ярких нарядах, но чем мы хуже? Возрастной моды в стране нет – посмотрите, в чем ходят бабушки и дедушки. Где, я спрашиваю, пестрые попугайские костюмы от «Коминтерна», минималистичные худи от фабрики «8 марта» и удобная ортопедическая обувь на каблуках от «Белвест»? Чувство меры с возрастом может изменять людям, но, повышая ассортимент, мы будем видеть на улицах не эту серую и унылую массу. Даешь эйдж- и бодипозитивную моду!

Вместо вывода

В этой идиллической картине мира само по себе образуется не только чувство уважения, но и благодарность и любовь к пожилым людям. Сами увидите. Когда в стране появится популяция не страдающих от нехватки пенсии, улыбчивых и красивых старичков и старушек-хохотушек, то и всем остальным станет жить лучше и веселее. Дети, и внуки будут тянуться общаться со старшим поколением. И меня, сидящую в гамаке в уютном отельчике «для своих», вряд ли будет заботить «идиотское» новое поколение детей. А сегодня – просто позвоните своим родителям, бабушкам и дедушкам. И скажите, что вы их любите. Ведь они этого достойны.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Я тупая. Родители говорят, это сложно для меня». Кем будут наши дети, если их воспитаем мы

Культ • Дмитрий Качан

Когда мы заставляем ребенка, который хочет быть видеоблогером, становиться юристом или бухгалтером – по сути, мы лишаем его будущего рабочего места. Как школа забивает свободу детей, зачем проводить профориентацию с десяти лет и почему класс из 30 человек никак не социализирует ребенка, а лишь повышает риск буллинга – на все эти трудные вопросы KYKY попросил ответить директора IT-Princess Academy Валентину Чекан.