«Обратите на нас внимание, мы очень стараемся». Люди с инвалидностью, которые работают в кафе

Герои • Евгения Долгая
Вы часто видите в кафе или любых отраслях сферы гостеприимства людей с инвалидностями? А ведь они есть, и они легко могут работать бариста или поварами. KYKY познакомился с сотрудниками инклюзивного кафе, сделал их портреты и попросил рассказать о своей работе и жизни в интернатах. Почитайте этот материал – и, быть может, стигмы, которая так мешает им жить полноценно, станет меньше.

В Беларуси человек с психическим заболеванием чаще всего исключен из общества, живет в доме-интернате или просто заперт в квартире. Интернаты обычно находятся на окраине города – в них проходит своя жизнь, вообще не похожая на реальную. Из-за такой стигмы у нас появляются стереотипы о людях с ментальной инвалидностью: обычно мы воспринимаем их как опасных и непредсказуемых, либо наоборот – как «овощей», которые ничего не понимают и не чувствуют. Но главная потребность этих людей – обыкновенная жизнь, возможность получить образование, реабилитацию, отдых и реальную работу.

В Минске вот-вот откроется арт-кафе «Insider», где почти все сотрудники – люди с ментальными особенностями. Создатели кафе и жильцы дома-интерната собрались в Галерее «Ў» на вечеринке проекта «Без исключений!». Это история о том, как люди с любой группой инвалидности могут вовлекаться в искусство, работу и реальную жизнь вместе с остальными. В меню – венские вафли и лимонад за два с половиной рубля, на фоне играет винил. Лариса, Тамара, Руслан, Петр и Инесса очень старательно обслуживают гостей. Кроме сотрудников кафе, тут есть гости из дома-интерната, друзья ребят. 

Людмила поёт «Родны кут», добряк Петя предлагает гостям угощения, Руслан демонстрирует белоснежный фартук с логотипом кафе и смущенно улыбается, когда ему говорят комплименты. Многие гости не понимают, как вести себя и что отвечать маленькой женщине с синдромом Дауна, которая обнимает буквально каждого. На лицах «посторонних» борются удивление, неловкость и непонимание. Но начинаются танцы – оказываются, жители интерната танцуют намного лучше, чем их закрепощенные гости. Мы уже делали материалы о том, как эти люди оказываются в интернатах и как про них тут же забывают родственники. Но сейчас мы хотим показать, на что они способны.

Руслан: «Интернат – мой родной дом»

«Мой день начинается с работы на кухне в доме-интернате. Там мы убираем, помогаем принести продукты, разгрузить машины. Да и вообще, что скажут делать, то и делаем. Мы не прохлаждаемся, работа найдется для каждого. Я стараюсь занять себя в разных сферах – готовлю, занимаюсь спортом, играю в театре, шью мягкие игрушки. Когда приходит моя знакомая Ксения (волонтер), мы вместе придумываем что-то новое. Не могу ее назвать подругой, потому что подруга – это девушка, к которой испытываешь любовные чувства. Ксению лучше назвать знакомой. Мы вместе с ней и ребятами из дома-интерната – некоторые из них тут тоже есть (кивает в сторону других ребят) – сыграли в театральной постановке. Она называется «Диагноз – любовь». С нетерпением жду новых репетиций. Это необычно и очень волнительно. Но приятно волнуешься.

Дом-интернат – мой родной дом. Живу я в нем с самого детства. Дом стараемся держать в чистоте и уюте. Вы же видели, у нас там коты живут, кролики и аист. Вообще, мне нравится работать на кухне, и готовить я люблю. Могу спечь даже шоколадный торт. Люблю музыку. Практически всегда хожу в наушниках, в них чаще всего играют «Руки Вверх». Мы очень готовились к презентации, даже вот специальные фартуки сделали (разглаживает фартук на себе). Мне кажется, он мне очень идет».

Людмила: «В конце песни меня обняла жительница интерната, это трогательно»

«Я пришла сюда, чтобы поддержать своих друзей из дома-интерната и спеть пару песен. Для этого надела одно из своих самых красивых платьев. Я вообще всю жизнь пою – училась в консерватории, жила в Грузии. Для меня пение – самое лучшее времяпровождение. Помимо пения, я люблю природу и красивую одежду, люблю гулять по городу. Гулять удается редко, но Ксения старается нас услышать. Вот, недавно даже возила меня на могилу к моему отцу. Папа в меня поверил и сделал всё, чтобы я посвятила себя большому искусству. Сегодня я спела одну из самых любимых песен – «Родны кут». Песня немного грустная. В конце песни меня обняла жительница дома-интерната, и это трогательно. Мне бы очень хотелось петь почаще».

Лариса: «Мне очень хочется вернуть дееспособность и чувствовать себя полноценным человеком»

«С 2001 года я потеряла дееспособность. Меня досматривали родственники, а потом родственников не стало. Вот так и попала в дом-интернат, уже больше шести лет живу тут. Много вяжу, в основном – носочки. Занимаю себя всеми разными способами. Мне очень хочется вернуть дееспособность и чувствовать себя полноценным человеком. Мне нравится быть работником кафе – вместе с ребятами мы дружно пекли вафли, готовили крем и лимонад. Надеюсь, что у нас все получится и всем всё понравится. Волнительно это всё. Хочется, чтобы на нас обратили внимание, мы очень стараемся».

Тамара: «Стать недееспособным человеком очень просто»

«Я уже восемь лет в доме-интернате. Раньше я работала следователем, а чуть позже – в министерстве юстиции. Работала много. Уверена, что если мало работать, то ничего в жизни не добьешься. Все успешные люди – это трудоголики. Заболела я после того, как потеряла отца. Стать недееспособным человеком очень просто. Но вернуть дееспособность тяжело. Мне не плохо в доме-интернате, у меня здесь много поддержки, много друзей и есть даже друг, к которому у меня есть чувства. Но все равно это не то. Мне хочется получать зарплату, общаться с людьми, гулять по городу и красиво одеваться!»

Пётр: «Я люблю, когда гости приходят в интернат»

«Я всю жизнь живу в доме-интернате. Кстати, через несколько дней у меня день рождения – исполнится сорок лет. Я ответственный в столовой: накрываю, убираю, приношу еду. Каждый день утром, днем и вечером. И так уже много-много лет. Мне в доме-интернате нравится, там у нас своя жизнь. Я много рисую, а потом дарю свои рисунки людям, которые мне понравились. Рисую в основном цветы в вазе. Люблю яркие цвета. Люблю, когда в дом-интернат приходят гости. Тогда я им провожу экскурсию и рассказываю, кто у нас живет, какие мероприятия проходят, показываю кроликов. Еще там у нас есть несколько велосипедов, ребята умеют кататься, а я мечтаю научиться. Обожаю танцевать. В доме-интернате у нас бывают дискотеки, но там часто повторяется музыка: Меладзе, «Ласковый май», «Руки Вверх». Сегодня играет классная музыка, я такую не слышал еще. Идея с кафе нам всем очень нравится. К каждой готовке мы подходим ответственно – с самого утра обсуждаем, стараемся. И это всегда весело».

Создатели кафе Ксения Голубович, Ульяна Дражина говорят о своем проекте: «Наше кафе – это попытка создать нормальную работу для людей с особенностями и помочь восстановить дееспособность и адаптироваться к нормальной жизни людям из домов-интернатов. Работа в кафе может быть разной: там нужны не только повара, но и официанты, уборщики. Для каждого по способностям и возможностям можно найти занятие. Можно начинать с простого, а в это время учиться выполнять более сложные задачи. Кафе подразумевает посетителей, общение, так что это отличная возможность социализироваться.

Ксения Голубович и Ульяна Дражина

Кроме того, когда мы начинали кулинарные занятия, оказалось, что совместное приготовление еды сближает людей, помогает решать внутренние конфликты жителей дома-интерната. Нам всегда было весело, мы придумывали разные кремы и украшения, даже кресс-салат для супа выращивали в горшочках сами. Сейчас начальный этап успешно прошел, и мы готовы двигаться дальше. Будем искать помещение в городе. Думаю, наши работники готовы со всей ответственностью взяться за дело! Мы очень волновались перед мероприятием, долго готовились, но, кажется, не зря. Получилось ярко, вкусно и весело. Теперь у всех больше уверенности в своих силах. Ну и главное, что мы все – друзья и доверяем друг другу. Кроме участников проекта «арт-кафе Insider» мы взяли на вечеринку наших друзей и певицу Людмилу. Не всем же готовить – кому-то и петь надо».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Я климатический беженец». История беларуски, которая уже шесть лет зимует в Азии

Герои • Екатерина Ажгирей

Климатический беженец – это человек, который бежит от ураганов, наводнений и землетрясений. В Беларуси таких катаклизмов нет, зато есть полугодичная зима, переживать которую из года в год – национальный подвиг. KYKY поговорил с Таней Таракановой, которая седьмой год уезжает на зимовку из Беларуси в Азию и постепенно забывает, как выглядит снег и пуховик. Сколько стоит убежать от зимы, как организовать свою работу удалённо и что делать с карьерными амбициями – Таня рассказала KYKY.