Будет две Беларуси: умирающая старая и передовая IT-страна с биткоинами и беспилотниками. Эксперты о декрете о ПВТ

Деньги • Дмитрий Качан
На прошлой неделе стало известно о новом Декрете для ПВТ. Этот документ должен решить проблемные вопросы, которые мешают нашей IT-сфере развиваться, айтишникам – не мигрировать в другие страны, а оставаться работать в Беларуси и на Беларусь. кроме прочего, декрет может урегулировать оборот криптовалюты, смягчить требования к бухгалтерской документации и разрешить стартапам банкротиться без труда. Эксперты в области IT рассказывают, чего нам реально ждать от этого загадочного документа.

Сказать, что этот декрет поднимает волну непонимания и резонанса, значит ничего не сказать. На данный момент неясно, какого вида и формы будет этот Декрет. Точной информации пока нет ни у кого. Однако пока Виктор Прокопеня в своем Facebook сообщает нам, как над Беларусь переродится в волшебную страну с согласованной криптовалютой и гордым званием IT-флагмана всего континента (в сети проект назвали «слишком революционным»), многие преисполняются кислым скепсисом и ничего, кроме желания «прокачать свою песочницу» (речь о ПВТ), вместо создания неких абстрактных глобальных условий для всех, не видят. Да и традиционные фразы – «зачем трогать то, что и так нормально работает» – звучали со всех сторон. Раз уж общественность пока не пришла к консенсусу, радоваться или горевать о новом Декрете, спрашиваем тех, кто в этом разбирается.

Начнем с поста Виктора Прокопени в Facebook

Виктор Прокопеня, фото из FB

«Про проект декрета о ПВТ 2.0 – если, как говорит Янчевский: «скептики сядут в лужу» и документ в похожем на этот вариант примут то, в сухом остатке:

1. Все очень упрощается: любой IT-бизнес можно будет вести от беларуского юрлица – никакие дополнительные фирмы будут не нужны. Поддерживаются любые бизнес-модели: например, софт бесплатно – заработок на рекламе, как Google или Facebook, игры с внутренней валютой, различные подписки и т.д.

2. В ПВТ сможет войти масса ITES (IT enabled services) – экспортно-ориентированных компаний. Это означает десятки тысяч новых рабочих мест с достойной зарплатой.

3. Документооборот очень упрощается. Отправлять и получать деньги можно будет по простым инвойсам как на Кипре, Англии, США и т.д. Никакой лишней макулатуры и мокрых печатей.

4. Продлевается лояльное налогообложение.

5. Возможность строить любые конструкции английского права для структурирования взаимоотношений между акционерами. Очень изящно написали – юристы оценят красоту концепта.

6. Беспилотники будут в РБ. Пока только третий уровень – самый безопасный вариант.

7. Если криптовалюта переживет согласования, то шума будет на весь мир.

8. Простое вступление в ПВТ за два месяца. Истории про то как «наша фирма год в ПВТ вступала» будут в прошлом.

9. Огромное количество всяких мелочей, которые упрощают жизнь и делают работу с фирмой в ПВТ, как работу с европейской компанией.

10. Венчурные фонды смогут стать резидентами ПВТ.

Администрация ПВТ провела огромную работу в кратчайшие сроки: собрали мнения у всех, у кого оно было и было желание его высказать. Над документом работала лучшая команда, которую, на мой взгляд, можно было собрать в стране. В итоге – более 50-ти страниц очень качественной юридической техники, красивого решения обозначенных IT-компаниями проблем. Никаких других эмоций у юристов после прочтения декрета, кроме «вау!» или различных вариаций использования нецензурной лексики для выражения восторга, я не видел. Очень интересно, что по итогу получится. Большое спасибо всем, кто поддержал!»

Теперь – мнения наших опрошенных.

Сергей Лавриненко, IT-менеджер

Сергей Лавриненко, фото: Антон Марченко

«Пока еще ничего не подписано и нет итогового текста документа, а самое главное – понятных механизмов применения мер, перечисленных в нем, то еще рано о чем-то говорить. Общее настроение процессов в ПВТ в IT-отрасли можно охарактеризовать как «сдержанный оптимизм».

Год назад, когда активно шла дискуссия в СМИ о полезности и будущем ПВТ, главный посыл специалистов из отрасли был следующим: «Не трогайте – и тогда не навредите». Наш сектор очень тонко адаптировал модели своей работы через определенные механизмы, чтобы можно было нормально существовать в нашей правовой и экономической среде, поэтому любая попытка не совсем компетентного человека влезть в эти механизмы со стороны, например, начать трогать льготы, воспринималась бы как крайне плохой сигнал. Примеры некомпетентного управления отраслями, к сожалению, у нас в государстве имеются в избытке (см. деревообработка и т.п.).

Но та информация и предложения, которые сейчас дискутируются в СМИ как ПВТ 2.0, без иронии оставляют фантастическое впечатление.

По всем пунктам, по системности и точечности принимаемых мер, абсолютно очевидно, что над декретом работали очень серьезные и компетентные люди из самого ПВТ. По сути, обсуждаемый проект нового декрета представляет собой смесь максимальной и прозрачной легализации уже де-факто давно действующих моделей работы и мер, направленных на стимулирование развития еще только зарождающихся направлений. Это создание определенного легального задела на будущее.

Трудно подобрать слова реакции на обсуждаемые предложения. Наиболее корректным будет слово «восторг». В случае реализации подобных мер Парк станет больше чем просто анклавом новой экономики, каким он был все свои годы. В обсуждаемом проекте ПВТ расширит свою деятельность и на наукоемкую промышленность (Минпром), и на IT – образование (Минобр), и на регуляцию криптовалют (Нацбанк), и на венчурное финансирование (Минэкономики), и на современное инвестиционное правоприменение (Минюст), на беспилотный транспорт и прочие вещи, которыми существующий госаппарат не может заниматься физически по причине несоответствия масштаба задач и целей, стоящих перед «старой» экономикой. А это значит, что Парк становится де-факто альтернативным правительством у нас в стране. Будет две Беларуси: старая умирающая, существующая по «комиссарскому» принципу «минимизируем риски = минимизируем угрозы», и новая, с одним из самых передовых в мире законодательств в области высоких технологий, умноженным на очень приятную налоговую систему. Не знаю, насколько это осознанное решение, но ощущение некоего сюрреализма присутствует.

Выглядит это, конечно, все фантастически даже не в масштабах IT отрасли – в масштабах всей страны. Но, опять же, посмотрим после подписи на окончательном документе».

Глеб Рубанов, IT-консультант

«Что самое главное? Что наше законодательство – советское, по своей сути, громоздкое и неповоротливое. Мировые практики ведения бизнеса расходятся с нашими: требуются договоры, подписанные обеими сторонами, подпадающие чуть ли не под советские ГОСТы, бухучет с печатями и всем прочим, всевозможные акты…
Зарубежные партнеры на это все смотрят с большим удивлением. Большим площадкам вроде AppStore, Google Market, крупным фрилансерским биржам, по большому счету, всем западным партнерам наплевать, что есть такие требования. Упрощение этих нормативов – верное решение.

Кроме того, в проекте предлагалось снять некоторые налоги, которые у нас есть. Но это не очень интересно. Что больше всего завело народ – это биткоины и криптовалюты.

Очень любопытно, что сейчас оригинального документа нельзя найти нигде. Возможно, выложили слишком революционную версию.

Потому что, по сути, из того, что я успел увидеть в новостях, сложилось такое впечатление, что предлагали отменить регулирование оборота криптовалют и, при этом, признать его просто законным. Это такой революционный шаг, который большинство стран в мире еще не сделали. Если бы это случилось у нас, Беларусь бы стала новым мировым лидером в этом направлении. Но что-то у меня есть подозрения, что этого не произойдет.

А вот договор о неконкуренции, я считаю, не самая правильная практика. То есть, конечно, в большинстве стран мира это распространено. Если мы посмотрим на те же США, то мы обнаружим, что в некоторых штатах, например, в Калифорнии, где находится Кремниевая Долина, как раз запрещено законодательно налагать на сотрудников такие длинные обязательства по неконкуренции. Там пришли к выводу, что такое ограничение сотрудника может принести вред всей отрасли, лишая ее развития. У нас, как раз-таки, резидентам ПВТ это интересно, это позволило бы им надеяться, что сотрудники не будут бегать в Wargaming и обратно. И этот пункт, я думаю, скорее всего, примут. Раньше не было легальной возможности запретить сотруднику продолжить работу в той же отрасли, то сейчас собираются ее ввести.
Но в целом, процентов восемьдесят того, что было озвучено, – это совершенно дикая либерализация, просто мечта, которая могла бы очень сильно поднять нашу IT-отрасль, но в этой бочке меда, естественно, присутствует ложка дегтя. Все эти нововведения должны быть доступны только резидентам ПВТ. Для них это, разумеется, будет хорошо, для мелкого бизнеса, скорее всего – наоборот.
Но, в любом случае, первые шаги… Лучше так, чем никак».

Дмитрий Дудин, начальник отдела собственных продуктов и сервисов компании XB Software (GanttPRO.com, KUKU.io)

Дмитрий Дудин, фото из FB

«В Беларуси сейчас довольно стремительно развивается продуктовое движение в IT. Первая мысль, которая возникает у молодых компаний и предпринимателей при ударе о борт текущего несовершенства законодательства в этой области – это зарегистрировать компанию в другой стране. На сегодня это самая распространенная и относительно несложная тактика.

Что нам стало известно? Процитируем: «Декрет позволяет IT-компаниям осуществлять любые виды деятельности, направленные на монетизацию программных продуктов. В частности, компании могут получать выручку от рекламной, маркетинговой деятельности, продавать «внутриигровые» товары и объекты интеллектуальной собственности. Компании также смогут оказывать бизнес-услуги, основанные на программном обеспечении».

Если все действительно будет так, Беларусь сможет сохранить эти компании и позволить им развиваться здесь. Главное, чтобы все действительно стало проще и прозрачнее не только на бумаге.

А вот беспилотные автомобили – это просто космос. По-моему, очень сложно разрабатывать продукты для беспилотного транспорта, если на нем невозможно при этом ездить. Я видел пункт об акте про разрешение движения беспилотных автомобилей третьего класса по дорогам Беларуси. Это очень круто, единственное, что смущает, – на данный момент нет практически никакой инфраструктуры, особенно в отношении электромобилей на наших дорогах. Я думаю, очень много людей (в особенности – айтишников) с удовольствием купили бы себе по Тесле, если бы было не так сложно найти место, где ее зарядить.

Ну и наконец, криптовалюты. Правовой статус криптовалют пока разнится от стране к стране. Одно ясно – все уже начали относиться к ней серьезно. Сейчас вокруг криптовалют поднялся огромный хайп. В Японии биткоины признали платежным средством. Швейцария сделала шаг на встречу разработчикам и обещает рай для всех проектов в этой сфере. Если Беларусь не упустит момент и позволит этой сфере развиваться без барьеров – будет шикарно.

И договор о неконкуренции с работниками – это очень круто. Тут сложно, что-то добавить. Сейчас весь беларуский аутсорс чаще всего подписывает договоры о неразглашении при работе с иностранными компаниями. Это хорошая практика, которая в том числе повышает доверие к компании. Я не вижу ничего плохого.

Единственное, что немного пугает во всем этом, – то, что долгое время всем не было никакого дела до регулирования законодательства в плане инвестиционных фондов и венчурных организаций, английского права, криптовалют, приема платежей, иммиграционной политики и т.п. А сейчас резко раз – и все будет на высшем уровне. Обычно у нас в стране так не получается. Ну а вдруг?»

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Я боюсь, что меня посадят». С какими проблемами беларуский бизнесмен идет к психологу

Деньги • Анна Златковская

Человеку, который живет от зарплаты до зарплаты и ненавидит всех, кто умудрился в этой стране заработать денег, кажется, что у этих «богачей» нет проблем, кроме выбора запонок и приличного вина сорта пино-нуар. Однако бизнесмен – тоже человек, и частый посетитель психологов. KYKY стало любопытно, что гложет людей, которые оперируют большими компаниями и суммами денег – и мы расспросили об этом известного психолога, медиатора, эксперта по межличностным отношениям Олесю Пономаренко.