Как пост Прокопени объявил войну айтишников и гуманитариев. Хроника конфликта

Деньги • Екатерина Ажгирей
Самый известный айтишник Беларуси Виктор Прокопеня написал пост с вакансией, который просто взорвал беларусов и эскалировал вечную войну «айтишников» и «простых смертных» – то есть гуманитариев. «Мы гарантируем вам, что очень быстро вас уволим, если вы не оправдаете наших надежд» – примерно в такой тональности описана «вакансия мечты». Конечно, беларуские соцсети разделились на вражеские лагеря: одни вспоминают, как программисты в 90-х получали копейки, другие пишут посты ненависти к первым, а третьи указывают вторым, как мало денег в кармане гуманитария. KYKY восстанавливает хронику «военных действий».

«Как гуманитарию начать получать ИТ-шную зарплату?» Краткий пересказ поста Прокопени

«...Мы открываем пять вакансий для пяти супер активных студентов/выпускников с горящими глазами в business growth отдел одной из наших компаний.<…> Существует стереотип: ИТ это для ботаников – скучно и неинтересно для творческих личностей. Нет большего заблуждения. Разработка ПО – это про алгоритмы и код. Решить что именно разрабатывать - это всегда про общение с живыми людьми. Без общения с живыми людьми невозможно понять ни какой продукт разрабатывать, ни как его продавать, ни как сделать его лучше. Именно из-за этого стереотипа компании по всему миру умирают, не успевая адаптироваться или создавая никому не нужные продукты, решающие слишком узкую проблему. ИТ создает продукты для людей, а не для роботов. <…>


Почему к нам?
 • у нас работает одна из лучших команд • учиться можно даже больше, чем 16 часов в сутки
 • возможность работать с бюджетами в десятки миллионов
 • нашими продуктами пользуются люди по всему миру и на всех континентах
 • у нас высокая культура анализа данных • мы вам быстро отобьем привычку, если она у вас есть, считать свои мысли и домыслы безусловно правильными. Многие наши мысли – всего лишь следствие наших привычек. • вы научитесь правильно расставлять приоритеты, принимать решения и не тратить энергию на то, что не имеет смысла • если мы вас не уволим в течение первых двух лет, ваш годовой доход всегда будет измеряться как десятками тысяч долларов. 
• ну и самое главное: мы гарантируем вам, что очень быстро вас уволим, если вы не оправдаете наших надежд.

Требования:
 • готовность много читать/проходить курсы десятками на coursera.org / khanacademy 
• готовность жить не в формате «я работаю X часов в день», а в формате «я работаю всегда, но сколько-то часов отдыхаю» • нам абсолютно все равно какой беларусский ВУЗ вы закончили или заканчиваете. Уже как лет 20 эта строчка в резюме не несет никакой информации для работодателя. Также нам все ровно сколько вам лет, если у вас горят глаза • абсолютно свободный английский язык. <…>

Как подать заявку?
 1. Прочитать две книжки: Thinking Fast and Slow – Kaneman, Predictably Irrational – Dan Ariely. Если вы не можете прочитать оригинальные тексты на английском языке за разумное время, вы нам не подходите.
 2. Написать эссе про себя на 1000 слов на английском языке. 3. Запишите видео 5-10 минут, почему вы считаете, что эта вакансия для вас и почему мы должны взять вас. Ролик не должен иметь ничего общего со словом скучно».

«Мясо должно быть управляемым». Кому не нравится вакансия Прокопени

Тамара Кулинкович, соучредитель Студии Сорокина и Кулинкович, создатель школы бизнес-исследований Businessresearch.by: «Парадокс #войтивайти. Талантливые и работящие студенты обладают синдромом самозванца и глубокой рефлексией. Они не распыляются на создание видимости, они уже увлечены чем-то, много работают, но при этом посчитают себя недостаточно талантливыми и не откликнутся. Откликнутся обезбашенные, прущие напролом. Они просто отправят письмо, даже не дочитав требования, а дальше будь, что будет. Но так как выбирать придется только среди них, они победят и останется ощущение, что «молодежь уже не та» и все остальные стереотипы про гуманитариев тоже окрепнут.

Многие гуманитарные позиции в ИТ сейчас заняты необразованными людьми, потому что необразованность обеспечивает им уверенность и «выученный оптимизм» в терминологии Селигмана. Оттуда и известные высказывания о слабых HR, PR, маркетологах, продавцах и других специалистах в IT. А других там редко и видели.

Фото: Alex Currie’s

Ещё одна группа – демонстративные wannabe’s. Это они читают переводную бизнес-литературу в оригинале (или говорят об этом), заканчивают десятками курсов курсеру (или говорят об этом), в курсе мировых событий, хвалятся знакомствами с иностранцами и иностранными школами (и везде говорят и пишут об этом). Эти люди по формальным признакам вроде подойдут. Они, возможно, и снимут ролик, не имеющий «ничего общего со словом скучно».

Но это не те, кто будет работать на профессионализм. Они не будут вгрызаться в профессию. Их профессия – это создание образа, который они оттачивают всеми этими видимостями и работают в таких компаниях и странах, о которых тоже можно громко рассказывать. Да, есть еще талантливые, работящие и с адекватной самооценкой люди. Они подойдут почти под все требования. Им больше 30 лет, и они собственники бизнеса.

И о ценностном предложении в вакансии:

1. Трижды надменно испугали («мы вам быстро отобьем привычку», «если мы вас не уволим», «мы гарантируем... что очень быстро вас уволим»).

2. Четырежды предложили сомнительно ценное для студента («возможность работать с бюджетами в десятки миллионов», «учиться больше 16 часов», «правильно расставлять приоритеты», «продуктами пользуются по всему миру», годовую зарплату десятками тысяч через два года).

3. Дважды бездоказательно похвастались («одна из лучших команд», «высокая культура анализа данных»).

Как можно улучшить вакансию:

1. Добавить факты о проекте и компании. Упомянуть условия работы и перспективы карьеры, которые могут быть ценны для студентов.

2. Определиться, кто всё-таки нужен: хвастунишка с широким кругозором и кругом знакомств, или человек, способный вгрызаться в профессию, наблюдать за поведением людей и изобретать нестандартные решения для бизнеса? Если последний – насколько нам нужно его креативное видео? Это необходимые умения и навыки?

3. Переписать требования под этот типаж. Для начала, можно добавить фразу: «Если вы нашли в себе не менее 5 из 10 требований, откликайтесь».

К слову, если это просто умелый фильтр для людей без сомнений с отбитыми стоп-факторами (которые часто и нужны в развитии бизнеса), то тогда все ок, менять ничего не надо».

Марина Колыхан, Business Development Manager с опытом работы 9+ лет в IT индустрии: «Общее ощущение от вакансии такое: «ищем мясо», которое будет «вджобывать» так, что на человеческие инстинкты не должно оставаться сил, равно как и времени на их восстановление; ничего определенного и конкретного не обещаем, кроме всех кругов ада – только потому, что вы гуманитарий. Мясо должно быть управляемым, как во всех самых процветающих государствах мира, поэтому любое проявление содержательности личности, глубины идей и экономии собственного энергетического ресурса на ненужных задачах, а также внутреннее уважение и равное отношение к людям может быть расценено, как некомпетентность и профессиональная непригодность.

Зрелый человек с опытом и семьей врядли на такое согласится. Вывод: лучше всего подойдут 19-летние выпускники школы со знанием языков, пожившие пару лет за границей, которым можно «записать» на подкорку мозга такой стиль работы как единственно верный, чтобы заработать десятки тысяч. Наверное, так и должно быть для поставленной задачи. Вызывающе, завуалированно, местами с подменой смысла и сильной игрой на эго. Как минимум, из-за этого и находится вакансия под пристальным вниманием. Интересно было бы наблюдать за процессом после отбора: надолго ли хватит отобранных, и к каким результатам и изменениям личности это приведет».

«Ничто так не возмущает беларуса, как необходимость больше работать». Кто «воюет» на стороне ИТ

Алексей Немкович, директор в консалтинговой компании «Административный Ресурс»: «Вакансия отлично написана, как манифест по отношению к основной массе соотечественников. Ее цель не привлечение «твари дрожащей», а вызов и эпатаж по отношению к «право имеющим». Уверен, что сработает по отношению к тому, в кого целятся».

Фото: Hazy Atmosphere

Андрей Прахаревич: «Судя по комментариям, которыми завалено объявление Виктора Прокопени, ничто так не возмущает беларуса, как необходимость в целых два раза больше работать, чтобы всего лишь в десятки раз больше зарабатывать».

Иван Роденков, разработчик, блогер: «Да, в 2000-м было как-то так. За зарплату в 200 программисту еще подраться надо было. А потом кризиз дот-комов – и вообще стало грустно, так что я даже свалил на несколько лет в логистику (там хуже, но по другим причинам).

Но вот читаю я и думаю. Говорят, что молодежь нынче не та. А ведь из моего потока, где хватало толковых людей, под требования Виктора не подошел бы вообще никто! А нынче, я так понимаю, это вполне реально.

Да что там из потока, если поразмыслить, я даже через надцать лет в IT не подошел бы. Отсюда вывод: учиться, учиться и еще раз учиться! А потом работать, работать и еще работать».

«Он хочет выпускника Гарварда с native English нанять за тысячу». Чем недовольны люди, которые умеют считать деньги

Владимир Ковалкин, project-менеджер в НПО «Нашы грошы» и Petitions.by:
«Второй день наблюдаю этот как бы социальный проект от Прокопени, в рамках которого он, аки фей, даёт шанс убогим неайтишникам войти в IT и заработать 100500 тысяч нефтедолларов. Теперь вот еще и реклама в ФБ пошла. Но если это предложение для «студентов-неайтишников», то зачем её таргетить на меня, 34-хлетнего мужика? Почему бы просто не открыть вакансии? Правильно, затем, что весь этот движ не про «студентов-неайтишников», а про пиар.

Он хочет выпускника Гарварда с native English нанять за тысячу – это старая добрая мечта IT-бизнесменов Беларуси. Если внимательно вчитаться в требования по вакансии, то становится очевидно, что такому кандидату ни Прокопеня с его барским предложением, ни Беларусь, как место резидентства, нафиг не нужны».

Александр Автушко-Сикорский, аналитик в Белорусском институте стратегических исследований: «Нам абсолютно всё равно какой белорусский ВУЗ вы закончили или заканчиваете. Уже как лет 20 эта строчка в резюме не несет никакой информации для работодателя». – Работодатель, который не знает, чего от тебя хочет, – худший работодатель в мире. Особенно, если он не понимает важность качества образования. Бред на кобыле сивотой погоняет».

Максим Кублицкий, business Development-менеджер в ИТ-компании CIB software GmbH, в ответ на публикацию на DEV.BY: «Хочется посмотреть на человека, который соответствуя такому набору требований (в Европе за таким трудоголиком будут очереди), пойдёт работать за «пиццот» на ненормированный график в некую «подконтрольную господину Прокопене организацию. Больно за эту страну, если даже ведущие IT предприниматели строят свою бизнес-модель на высасывании соков из талантливой молодёжи, с задавленной школой, университетом, а потом ещё и первыми работодателями самооценкой. Pathetic».

«Айтишникам не просто завидуют – их ненавидят». Почему гуманитарий понимает своё место в жизни

Татьяна Светашёва, автор «Беларуского журнала» (цитируем материал): «Акцент настолько сместился с сути айтишных профессий на размер зарплат и социальные мифы, что средний беларус толком и не знает, чем занимаются IT-специалисты, но на всякий случай считает, что они что-то недоплачивают в бюджет, а то и лично ему. Неосведомленность и зависть – вот пусковой механизм классовой ненависти. Как-то таксист, везший мою подругу к офису EPAM, сказал: «Ну, вы же понимаете, что мы к вам скоро с факелами придем». Еще один друг, ложась в больницу, по моему совету представился соседям по палате инженером, чтобы к нему нормально относились. <...>

Да, увы, айтишникам не просто завидуют: их ненавидят. Ненавидят прежде всего люди, которые их обслуживают и слушают их разговоры: таксисты, кассиры, регистраторы полисных поликлиник. Официанты и бармены улыбаются, но тоже втайне ненавидят и, возможно, даже плюют им в «Лонг-Айленд». Ненавидят простые работяги, которые вообще ничего о них не знают, кроме того, что они много зарабатывают.

Стереотипное представление о нищем никчемном гуманитарии, место которому за кассой в Макдоналдсе, – не новость не только для нашей страны.

Но невыгодное сравнение этого неудачника со светлоголовым перспективным айтишником – это уже исключительно беларуская «тема». У меня набралось достаточно кейсов, чтобы сделать смелое широкое обобщение: айтишников презирают, но сами они удивительным образом выбрали в качестве объекта презрения гуманитариев – тех, кто испытывает к ним меньше всего эмоций. У меня был приятель, который всё время отпускал шуточки про нищебродов-гуманитариев и при этом не брезговал стрельнуть у меня сотку до зарплаты.

Виктор Прокопеня говорит чистую правду: в 2000-х на старте вполне реально было вкалывать за сотку – и многие так и делали. Формирование благоприятной, «питательной» среды для IT-компаний в Беларуси – это дело последних лет, и многие из тех, кто сейчас получает «сумасшедшие деньги» – это мальчики-студенты из тех самых 2000-х, что за пару сотен мотали провода или кодили на галере. <...>

И эти же самые люди [айтишники] не хотят понимать, как важны талантливые гуманитарии, чтобы выстроить грамотный пиар идеи IT-страны, который сами айтишники талантливо проваливают. Именно гуманитарии строят public relations; это гуманитарное знание позволило бы сменить тихую ненависть общества к айтишникам если не на принятие как спасителей родины, то хотя бы понимание. Более того: гуманитарии не будут требовать «атняць и падзялиць», не пойдут к «епаму» с факелами и вилами; они прекрасно понимают, чем занимается IT-отрасль и откуда там столько денег».

«Кто-нибудь видит проявления этой ненависти среди вас?» Айтишник, который не хочет войны

Сергей Лавриненко, IT-менеджер: «Автор [Татьяна Светашёва в тексте для «Беларуского журнала»] в каждом втором абзаце безапелляционно утверждает, что айтишников в Беларуси ненавидят. Кто-нибудь видит проявления этой ненависти среди вас? Я вижу что угодно: порой некую отстранённость, иногда отношение у недалеких людей, как к дойным коровам, вижу уважение и почти всегда белую зависть. Ненависти не вижу. Сравнение с нуворишами абсолютно неуместно и глупо. Средне-крупный бизнес, которого в РБ (и тем более в Минске) не так уж и мало, живет, как правило, куда более зажиточно, чем среднестатистический айтишник.

Проблему я вижу в том, что существует некая группа людей, которая считает себя интеллектуальной элитой общества. И как-то получается, что эта интеллектуальная элитарность у этой группы людей крайне паршиво монетизируется. И любой намёк со стороны этой группе людей, что ради увеличения монетизации неплохо бы пойти и поработать в бизнес — например, попиарить какой-нибудь продукт, а не рассказывать про то, как и у кого плохо с пиаром — воспринимается как покушение на статус интеллектуальной элиты.

А самое главное правило, которое я выучил за всю свою жизнь в общении с людьми – никогда не оспаривай место человека в иерархии, в которой он самореализуется, даже, если она только у него в голове. Иначе наживешь себе врага на всю жизнь».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Безвиз на месяц – не панацея. Как поднять беларуский туризм с колен

Деньги • Ирина Михно

Вчера, 24 июля, случилось то, что поменяет жизнь Беларуси сильнее айтишного Декрета: президент подписал указ об увеличении безвиза для туристов с пяти до целых тридцати дней. Так как вот-вот (мы надеемся) в страну хлынет поток иностранцев, мы напоминаем, что внутри Беларуси этим туристам придётся очень туго. Вместе с работником туристической сферы Екатериной Лапушинской объясняем, что нам давно пора исправить, чтобы в Беларуси было комфортно не только россиянам, но и итальянцам, англичанам и китайцам.