В Беларуси снова граблями пытаются остановить интернет. Что думать про обыск в TUT.by по жалобе БелТА

Деньги • С. Романова, Н. Рогатко
В офисе TUT.by с утра обыск, у Белапана арестованы журналисты, и даже сотрудники интернет-провайдера Hoster.by страдают от невозможности занять рабочие места (они работают в одном офисе с TUT.by, но говорят, что сайты у клиентов всё равно не лягут). БелТА обратилась в милицию с жалобой на то, что у них бесплатно юзают платные пакеты. Теперь МВД проводит проверку, а Следственный комитет публикует предварительное заключение о воровстве контента и уголовном деле. Мы ничего не утверждаем, просто пытаемся найти здравое зерно в этой дикой истории.

В Беларуси периодически происходят обыски в офисах независимых СМИ вроде польского телеканала «Белсат». Но сегодняшняя новость повергла минские соцсети в шок: обыск проходит в офисе TUT.by – коммерческого независимого медиа, которое двадцать лет держится на плаву, с деликатностью парламентёра обходя острые углы. Допустим, следственный комитет прав, и сотрудники TUT.by, БелаПАН и кого там ещё два года по старым паролям получали доступ к платным базам БелТА. Подписка БелТА стоит 612 рублей в месяц, значит, за два года накопился долг примерно в 7300 долларов. Гуманно было бы связаться с руководителями и сказать: «Ребята, имейте совесть, у вас 15 тысяч нелегальных подключений. Давайте как-то компенсировать и работать дальше – вы крупный клиент, мы вас ценим». Но нет, это не наш метод. Надо с обыском нагрянуть в офис и арестовать главреда. 

Согласно первой, масонской, версии власти ждали удобного момента, чтобы «нормализовать Зиссера», поскольку примерно раз в полтора года происходит публичная порка TUT.by: предупреждения от Мининформа, нелестные высказывания главы государства и прочее, и прочее. Но поскольку Кеннеди все же убил Освальд, а не разведка КГБ и не ЦРУ вместе взятые, рассмотрим и другую версию. Она в том, что разработчики сайтов в принципе могут отличаться головотяпством и забывать отключить доступы по старым паролям. Тогда все 15 тысяч скачиваний происходили с одного логина – когда-то давно, до технических перемен в БелТА.

Когда директора БелТА спросили, как она оценивает ситуацию, она ответила «Нашай нiве»: «Никак». По мнению Ирины Акулович, если происходит кража, должно быть и следствие. Но почему БелТА, извините, не чесалась два года? Третья версия – бывшие сотрудники БелТА могли иметь пароли к бесплатному доступу, и тот же БелаПАН или TUT.by мог взять к себе на работу такого сотрудника. У бывших работников всегда остается масса информации, которой они охотно делятся с новыми коллегами и друзьями (возможно, даже не подозревая, что кого-то подставляют). 

Юрий Зиссер дал свой комментарий: «Понятно, что при оборотах TUT.by экономить на подписке было бы смешно. Если это и имело место, то это какая-то личная инициатива сотрудников».

До директора БелТА лично мы не дозвонились – в агентстве был обед. Но после него она все же сказала журналистам, что подписки у TUT.by за то время, пока она на своем посту, не было.

Пока не появилось этих двух комментариев, ситуация могла выглядеть так: у БелТА система начала глючить из-за того, что куча людей стала заходить в базы по одному паролю (но это не факт), и «легальные» платные подписчики стали испытывать проблемы с доступом. Если они выяснили, что TUT.by им не платит, только спустя два года, это значит, что им по барабану – счета не проверяются, платежи не отслеживаются, доступы и скачивания не особенно контролируются. БелТА, наймите бухгалтера. 

Еще мысль. TUT.by невероятно оперативен и всегда отличался скорой подачей информации – мы порой честно завидуем настолько крутым «сливам» от анонимных источников. Все выглядит так, будто у них разветвленная сеть информаторов. Дополнительно они пользуются платной информацией с БелТА, которая ко всем остальным СМИ доходит позже – ведь в журналистской профессии выигрывает самый оперативный. Чтобы понять, какого рода информацию можно покупать у государственного агентства, мы разыскали литовский аналог БелТЫ, местное информационное агентство Elta: новостей о политиках, комментариев и интервью достаточно. В нашей скептической тусовке есть мнение, что на БелТА качать нечего, но если люди платят за подписку, значит, она хоть кому-то нужна. Пэйволлы и платные сервисы в Беларуси вообще не пользуются спросом. Значит, за БелТА – лидирующие позиции и монополия на новости про правительство и президента, а это, согласитесь, почти философия беззаботного рантье.

 

И последнее. Если разделить 15 тысяч заходов на два года, выйдет примерно 20 посещений по платным подпискам в день, что в масштабах TUT.by и БелаПАН – вообще не цифра. Посчитать примерный ущерб не может даже сама БелТА (по словам директора, это будет задачей СК). К слову, обыски идут уже и у издательского дома «Белорусская наука», которое обвинили вместе с БелаПАНом и TUT.by. Появились новости, как у работников TUT.by обыски дошли до домов – например, у Ульяны Бобоед забрали технику из квартиры. Еще позже журналистов увезли на Окрестина на трое суток. Остаётся пожелать коллегам выпутаться как можно скорее из этой дикой ситуации.

У нормальной коммерческой структуры логика такая: раз причина денежная, значит надо заплатить, ну и обсудить штраф. Но у нас сначала обыскивают, арестовывают и тыкают пальцем в «виновных» задолго до суда. И только потом разбираются. О подобных историях с беларуским бизнесом постоянно писал и сам TUT.by, и мы, и другие медиа. Сейчас это происходит с самими медиа, так что неадекватность реакции на подобные вещи выглядит еще более очевидной. Но диагноз остаётся прежним: пора менять законодательство и декриминализовать уже наконец бизнес-сферу. Иначе как делать СМИ в стране, где одним прекрасным утром вторника могут ворваться к тебе в редакцию без объяснений, запаковать журналистов и назвать преступником главреда.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Полукровка с выдающимися способностями может стоить $50 тысяч». Как устроен конный бизнес в Беларуси

Деньги • Ирина Михно

В Беларуси есть много конных клубов, и часто обывателю кажется, что это просто дорогое хобби успешных людей, нежели бизнес. На деле, для владельцев конюшен это full-time job, которая окупается только спустя много лет работы. KYKY приехал в один из таких клубов – «Мустанг» – и выяснил у его хозяина Владимира, приносят ли на самом деле кони доход, как поступают с лошадьми, которые уже недееспособны и почему очень бодипозитивных людей на конные прогулки точно не пустят.