Учись, Беларусь! Мои три недели в Швеции без Стокгольмского синдрома

Места • Павел Сыроежкин
«Здесь всё кругом «эко, био, nature friendly, и non-GMO». Мусор давно собирают раздельно, бесплатные одноразовые пакеты в магазинах практически никто не берет, и даже мусорки в городских парках мигают зеленым огоньком в темноте, чтобы ты знал, куда выбрасывать пустую бутылку пива». Павел Сыроежкин почти месяц пожил в Швеции и написал текст-ориентир, к чему стоит стремиться беларусам. Главное – начать с себя.

Этим летом мне довелось пожить в Стокгольме три недели. Но так как это не первая наша поездка в столицу Шведского Королевства, и основные городские достопримечательности мы уже рассмотрели, в этот раз решили ненадолго погрузиться в обычную рутинную жизнь города. И пусть это не бог весть как далеко от Синеокой, тем не менее интересные бытовые (и не только) моменты подстерегали нас на каждом углу, стоило лишь получше присмотреться. В этом материале расскажу о семи самых запоминающихся из них. И пусть они весьма разнообразны по своей природе и масштабу, уверен, они помогут получше узнать страну с одной из самых удачных общественных моделей, очень красивыми и «одними из самых счастливых» людьми в мире (так говорят глобальные исследования).

1. Здесь все говорят по-английски

Вот серьезно, абсолютно все! Разумеется я говорю только про население столицы и не совсем владею ситуацией в «шведской глубинке». Но что-то мне подсказывает, что и там с иностранными языками полный порядок. Наверное, это самая англоговорящая страна из тех, мне довелось побывать и где сам английский язык не является государственным. На нем легко говорят и кондукторы в трамваях, и водители автобуса, и продавцы в любом магазине от «luxury-сегмента» до обычного продовольственного, и прохожие на улицах. Но никто ни разу из них не заявил «учите наш язык, если вы к нам приехали», как это сплошь и рядом происходит у нас. В общем, языкового барьера здесь нет абсолютно.

2. Шведская безопасность

Это притча во языцех, разумеется. И сейчас я вовсе не про автомобили «Вольво». Она здесь сквозит буквально во всем: в специальной выпуклой уличной разметке, учитывающей передвижение людей с ограниченными возможностями, в пневмоподвеске городских автобусов, опускающихся ровно до уровня бордюра на остановках, в предупредительности водителей машин, останавливающихся как вкопанные за 20-30 метров до пешеходного перекрестка, а не продолжающих ехать на тебя «накатом». Из недавнего нас весьма впечатлили последние модели велошлемов. Точнее, это и не шлем, скорее, а некое подобие шейного платка или шарфа, который при столкновении велосипедиста с препятствием за доли секунды раскрывается сферой вокруг головы, подобно подушке безопасности.

В них здесь ездят сейчас практически все. И выглядит не топорно, и прическу не портит, а главное, безопасно закрывает всю голову в непредвиденной ситуации – в отличие от обычного велосипедного шлема.

3. Шведская экологичность

Эта страна к 2025 году планирует тотально отказаться от продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Звучит утопично? Я тоже сперва так подумал, пока не увидел бесчисленное множество Tesla, а главное, развитую инфраструктуру для обслуживания электромобилей. Здесь они ездят в полосе общественного транспорта (что позволяет избегать пробок в условиях большого города) и бесплатно паркуются в центре города. Уверен, такие дополнения в недавний указ президента по-поводу наших отечественных электромобилей были бы весьма уместны и важны.

Здесь все кругом «эко, био, nature friendly, и non-GMO». Мусор давным-давно собирают раздельно, бесплатные одноразовые пакеты в магазинах практически никто не берет, и даже мусорки в городских парках мигают зеленым огоньком в темноте, чтобы ты знал, куда выбрасывать пустую бутылку пива. Кстати, да, там можно спокойно пить алкоголь в парках.

4. Наличные деньги

Пока у нас еще надо кое-где предупреждать о том, что вы будете производить расчет карточкой, шведы наоборот часто предупреждают: данное заведение – cash-free. И таких много. Если задача продавца – только принимать деньги и давать сдачу, то с высокой долей вероятности эту позицию в Швеции автоматизируют. Здесь есть целые тренажерные залы, работающие без персонала. Доступ в них открывается по штрих-коду после оплаты кредиткой, а камеры наблюдения выведены на ближайший полицейский участок. Есть и отели с аналогичным входом и автоматами, напичканными разными снэками и напитками, вместо «еды в номер».

А в следующем году будет практически полностью автоматизирован и компьютеризован главный аэропорт страны «Арланда». Подобный аналог уже есть в голландском «Скипхоле», где и регистрация на рейс, и большинство других функций (кроме службы безопасности) полностью обходятся без участия персонала.

А еще все кассиры в магазинах Стокгольма работают в перчатках. В Швеции самых маленьких деток сразу учат, что большинство болезней начинаются от банально грязных рук. А наличные деньги – один из главных переносчиков инфекций. Поэтому к монеткам в больших магазинах продавец даже не притрагивается – их вам выдаст автомат рядом с кассой.

5. Система наказания преступников

К нам в гости заезжал приятель из местных. Он был в шортах, и на ноге у него красовался браслет с GPRS-датчиком. На наш вопрос о происхождении данного предмета он пояснил, что недавно немного нарушил закон – примерно на восемь миллионов крон (почти 900 тысяч долларов в эквиваленте). Пытался сэкономить на налогах. Суд его осудил и отправил честно работать дальше, чтобы он возместил ущерб государству! «А какой от меня толк в тюрьме? Так я и пользу обществу приношу, и свой проступок исправляю» – пояснил он. Это же абсолютно то же самое, что и пытался донести на суде Саша Кнырович. За неуплату этих самых налогов он получил шесть лет, а для сравнения сжигавший недавно по кускам труп у себя в печке селянин по своему приговору получил только два года. Уже и ребенку давно понятно, что посадки бизнесменов – это сделка по-принципу «проиграл-проиграл». Судьбы ломаются, потенциальные налоги не платятся, рабочие места сокращаются, имидж страны портится. А с этим браслетом мой знакомый практически не ограничен в передвижениях – их отслеживает специальная программа в полицейском участке. Он даже в баскетбол со мной играл.

Кстати, о некоторых тюрьмах в Швеции. Разумеется, многое зависит от тяжести совершенного преступления, но в некоторых из них оградительный забор тут – по колено. И на заключенных надеты браслеты, то есть зачастую наказание носит больше психологический характер. На завтрак – несколько сортов хлопьев на выбор и соки, есть меню для вегетарианцев и мусульман. Бесплатная и качественная медицина (даже стоматология), ибо если «клиент» выйдет из тюрьмы с более плохим состоянием здоровья, чем попал туда, государству не миновать судебных исков о компенсации вреда по этому самому здоровью. Но для нас – фантастика, да и только.

6. Спорт и татуировки

Не секрет, что скандинавы весьма спортивны. Долго пожив в США, я могу уверенно заявить, что ожирение – это не всегда следствие благополучия нации. Швеция уж явно не менее благополучна, чем Штаты по основным показателям на душу населения. Но людей по 200 кило я здесь не встречал, и даже откровенно бодипозитивных – считаное количество. А вот то что все парки, стадионы, воркаут-площадки во дворах забиты регулярно тренирующимися людьми – это видел повсеместно.

Шведы неустанно инвестируют в свое здоровье. И вкупе со средним мужским ростом 183 см (против 176 см в Беларуси), выглядят они весьма эффектно. А еще у них очень много тату. Причем, независимо от возраста. На мужской части населения взгляд не останавливался (хотя тут встречаются сплошь и рядом весьма эффектные седые дедушки, одетые по последнему номеру GQ и забитые разноцветными «рукавами»). Но особенно приятно удивило количество дам «хорошо за сорок», а иногда и 60+, так же обильно татуированных. Причем, заметно, что тату – не дешевые «портянки», а весьма дорогостоящие росписи. И никто не причитает: «Божаньки, а як жа ты буш на пенсии выглядзець?».

7. Толерантность и терпимость

На время нашего прибывания в Стокгольме пришелся местный ЛГБТ-прайд. Мероприятия, посвященные ему, шли в городе всю неделю. Радужная атрибутика, доводящая до трясучки истеблишмент нашей страны – на каждом шагу. Боюсь даже представить, насколько бы им здесь было бы неуютно в среде, где ничего нельзя «отрегулировать, запретить и регламентировать». Наклейки и флаги – на всех городских автобусах, практически во всех магазинах (включая семейные продовольственные), на огромных городских экранах, в метро, и даже в виде растяжек на небольших самолетах, планирующими над городом. Шарфами цвета радуги были украшены местные военные и (о ужас!) полицейские, а дети размахивали разноцветными флажками.

Про общую атмосферу праздника и эйфории я писать не буду, это тема отдельной статьи. А вот ответ на наш вопрос местным приведу. «Весь этот шабаш что, ради пропаганды либеральных европейских ценностей?» – нам смеясь разъяснили: «Конечно, нет! Вы слишком узко мыслите. Это праздник того, что в нашем обществе есть люди, отличные от нас с вами. И дело тут совсем не в сексуальной ориентации. У кого-то может быть другой бог, а кто-то вообще в него может не верить. Кто-то может быть «левых» политических взглядов, а кто-то – «правых». Кто то ест мясо, а другой – нет. И каждый сам решает, как ему поступать со своим телом и с кем заниматься сексом. Но самое главное, все они могут спокойно жить и сосуществовать вместе! Праздник говорит об этой терпимости и толерантности, а не о геях и лесбиянках». А вы говорите, «это подделка».

Вместо вывода

И в завершение хотелось бы написать вот, о чем. Я прекрасно понимаю, что если хочешь что-то изменить, то следует начать с себя. Этот материал отнюдь не завуалированная критика беларуской действительности. Есть страны и с более плачевным положением дел. Это статья – ориентир, к чему следует стремиться и как бывает. Но почему то водитель автобуса, отвозившего нас в аэропорт Минск-3 (тот, который в Вильнюсе), вместо приветствия, первым делом стал втирать пассажирам в микрофон то, сколько водки и сигарет они могут перевозить через границу. Как будто в Литву больше и путешествовать незачем. Впрочем, именно его пассажиры дольше всех и ждали из duty-free – он даже не извинился за задержку, сказал только: «Мы въезжаем в Литву. У кого просрочена виза или паспорт, это ваши проблемы». И всё.

Так вот, уважаемый водитель автобуса филиала «автобусный парк №2 ГП Минсктранс», люди хотят ездить (голосуют за это ногами и рублем) с такими водителями, как ваш шведский коллега. Он по пути из аэропорта в город на прекрасном английском поприветствовал всех пассажиров, пошутил про «типичную скандинавскую погоду +30», а потом вежливо попросил всех пристегнуть ремни и наслаждаться поездкой. Я уверен, что вот с таких маленьких шажков по улучшению самого себя и вымощена дорога в нормальное цивилизованное общество, в котором женщин-журналистов не арестовывают государственные службы, которые сами пользуются пиратским программным обеспечением. Впрочем, о чем это я, в самом деле.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

150 000 человек по бесплатному входу. Как прошел самый народный фестиваль A-fest

Места • редакция KYKY

Вчера в Лошицком парке отгремел один из крупнейших опей-эйров лета – A-Fest. Если верить организаторам, на событие пришло около 150 тысяч человек – к слову, многих столичных денди именно эта массовость и огорчила. Хэдлайнером феста стала британка Софи Эллис-Бекстор, которая призналась, что в очередной раз беременна, но глоток беларуского пива все же сделала и вежливо похвалила. Мы собрали для вас репортаж из инстаграм: смотрите, что вы пропустили, если вчера не были в Лошицком парке.